Замена водительских прав.
Исходные данные - права российские, 23-24 год когда я всем этим занималась, Берлин.
1. Ищите термин в Bürgeramt (Fahrerlaubnis - Umschreibung einer ausländischen Fahrerlaubnis aus einem Nicht-EU/EWR-Land). У меня термин был на конец октября ближайший, а искала я его в августе, так что я бы с этого начала.
2. Ищите автошколу с которой заключаете контракт. Я бы советовала сходить прям туда, пообщаться, позадавать вопросы. Удовольствие недешовое, лучше потратить на это время. Здесь же я начала учить теорию - сначала в приложении führerschein gold, оно 10 евро вроде стоит, а потом мне автошкола дала приложение. У меня оно входило в контракт, но иногда его продают отдельно за 30-50 евро, тут уж на ваше усмотрениею Билеты немного отличаются, но в общем не критично. Тут еще важно - билеты меняют раз в пол года, так что расчитывайте время. Сдавать можно на русском, перевод местами необычный, но понять можно (я даже пару русских слов выучила, о существовании которых не подозревала). Вопросов больше чем российских, они местами сильно отличаются, но в общем и целом не страшно.
3. Проходите курсы первой помощи - они иногда есть при автошколе, при красном кресте, мальтизер, или в отдельных организациях. Гуглится как erste hilfe kurs führerschein, проходит одним днем. У красного креста есть на английском точно, в Берлине проходила на русском в Erste Hilfe Station. В общем если есть хоть немного немецкий, то можно и на немецком пройти,там достаточно понятно.
4. Делаете фото на права и проходите проверку зрения. Её можно пройти в оптиках, но у меня и фото и проверку делали на курсе первой помощи.
5. В Берлине переводить права не надо, но если в вашей земле нужно - делаете перевод.
6. Бумагу о проверке зрения, фото, договор с автошколой, бумагу о курсе первой помощи несёте в Бюргерамт. На этот момент нужно выбрать, где вы будете сдавать экзамен - TÜV или Dekra и сказать об этом в Бюргерамт. Это тоже нужно уточнять у автошколы - они иногда с только с одной организацией работают. Платите пошлину, 40 евро вроде, и ждёте письмо.
7. Вам приходит письмо о том, что ваши документы приняли и письмо от tüv/dekra. Тут я уже буду о tüv писать, я у них сдаю. Тюф прислал письмо для регистрации на их портале, через него можно оплатить сдачу теории и практики. Проверьте внимательно ваши данные в этих письмах и на портале - у меня была неправильная автошкола, в тюф сказали что это у них часто проблемы. Платите за экзамены (вроде 23 теория и 120 практика) и идете сдавать теорию.
8. Теорию в тюф сдавать без термина - просто приходите в часы приема экзаменов и сдаете. Из личного опыта - смотрите на гугл картах отзывы о вашем тюф, у меня было такое, что на сайте написано что принимают экзамены с 8 до 17, а в реальности с 14 по 17. Спасибо комментаторам в картах, что я не сидела там 6 часов) Сдала с первого раза, ошибку мне исправили там же перед экзаменом. Сдаете с компьютера, перед входом на экзамен отключаете все электронные устройства. Приложение на компьютере такое же, как и для подготовки к экзамену. В крнце вам дадут бумажку о прохождении экзамена, ее нужно отнести в автошколу, они оставят себе копию.
8. Этот пункт можно начать делать и до сдачи теории, но я решила что лучше в таком порядке) Записываетесь в автошколу на занятие. Там вы покатаетесь с инструктором, и он скажет вам сколько еще нужно пройти занятий. В практическом экзамене отличия с российским уже более существенное - это вам инструктор расскажет, поругает за то что вы только по зеркалам ориентируетесь, скажет усиленно крутить головой чтобы не задавить велосипедиста и все такое.