Anna
Да, результаты PISA реально печальные. Как я тут читала (простите, не буду сейчас искать ссылки), э…
Ну либо ходят в школу, но всё равно не учатся. Не принуждают, да, есть такая проблема. В России в школе затюкивают до неврозов, здесь не требуют - это две крайности. Результат одинаково фиговый по уровню знаний, только по уровню неврозов явно будет отличаться.
Я потому и говорю постоянно, что школа сама по себе - не панацея, и бессмысленно перекладывать на неё родительскую ответственность.
Если у ребёнка проблемы с учебной мотивацией - это вопрос в первую очередь к родителям и к тому, сколько усилий они приложили, чтобы её у ребёнка развивать. Искали ли ему вдохновляющих педагогов, искали ли те направления, в которых у ребёнка будут гореть глаза, развивали ли его сильные стороны, показывали ли, что учёба может быть реально интересной и приносить кучу позитивных эмоций. Или "отстали от ребёнка, чтобы не перегружать обеспечить ему счастливое детство вне этой школьной каторги".
Если у него проблемы с усвоением информации в целом - тут тоже вопрос, помогали ли ему с этим, был ли ребёнок у невролога, эндокринолога, нейропсихолога, психолога, и проводилась ли параллельно с этим работа с мотивацией, т.к. корень проблемы мог лежать с любой из этих плоскостей (и в физиологической, и в психологической и эмоциональной, и в той же мотивации) и мог решиться раз и навсегда ещё в начальной школе несколькими неделями или несколькими месяцами работы.
Если у ребёнка дисграфия, дислексия. дискалькулия - была ли она диагностирована, была ли проведена работа на эту тему со школьными учителями, наняли ли ребёнку дополнительно репетиторов, специализирующихся на преподавании детям с этиими особенностями. Т.к. в данных случаях вопрос решается объяснением и отработкой учебного материала совершенно другими методами.
Если у ребёнка проблема с освоением какого-то предмета, потому что в школе он ему непонятен - взяли ли ему классного, весёлого, вдохновлящего, методически подкованного репетитора (или курс в группе с теми же вводными) по этому предмету, чтобы исправить в ситуацию, вырастить мотивацию исделать предмет понятным и создать ребёнку ситуацию успеха, или забили.
Если у ребёнка отторжение к школе - выясняли ли, есть ли там буллинг, есть ли скучные или давящие учителя, какая вообще обстановка в классе. Если у ребёнка проблемы с коллективом в школе, что отражается в целом на его состоянии - помогали ли ему эти проблемы преодолеть, развивать коммуникативные навыки, повышать уверенность в себе, подбирали ли под эти задачи доп. секции, работу с психологом и т.д.
В конце концов, если ребёнок пошёл в школу на иностранном языке, помогали ли родители в этой адаптации, организовывали ли ему интенсивные качественные занятия языком до начала школы и хотя бы первый год параллельно со школой, или сняли с себя ответственность за эту часть адаптации и решили, мол, пусть он там сам с этим разбирается, выплывет как-нибудь, пусть сам одновременно переваривает стресс от переезда, стресс от новой школы, стресс от того, что не понимает никакой материал на уроках и находится от этого в постоянной ситуации неуспеха по всем предметам, стресс от того, что не может выстраивать отношения с одноклассниками, и при этом пусть усваивает как-то школьную программу и радуется жизни. Вывезет. Вывезет, конечно, когда выбора нет и родители с себя всю ответственность сняли, придётся самому вывозить, только какой ценой, с затратой каких психических ресурсов и с какими дальнейшими результатами.
Школа - не панацея. Нет идеальной школьной программы ни в одной стране мира - НЕ хорошо и там, где нас нет, и где мы есть. В каждой стране есть куча недостатков в системе образования. Отдать в школу н равно решить все вопросы образования ребёнка. Вырастить ребёнка - это не "кормить, одевать, обеспечить крышу над головой, отводить в школу, забирать из школы и проверять, что домашка сделана". Родительство - это больше, чем вот этот список. Хотя и с этой программой минимум дети тоже вырастают. Но не надо пенять на результаты и на статистику.